Сегодня, 20 апреля 2024

Российский Голливуд: как в Якутии победили американское кино

Российский Голливуд: как в Якутии победили американское кино

В России есть свой Голливуд — якутский. О фильмах этой республики говорят все чаще: их показывают на фестивалях по всему миру, а критики и зрители с восторгом открывают новые имена. Самобытные колоритные картины понятны и в то же время загадочны. Пример — триумфатор «Кинотавра» «Пугало», который скоро выйдет в общероссийский прокат.

«Снимали на заводах»

Еще в начале 2000-х в Якутии возник настоящий бум на съемки: чуть ли не половина республики взяла в руки аппаратуру, иногда — теперь уже «винтажные» VHS-камеры. Порой получались полулюбительские фильмы, но зато это было преимущественно жанровое кино.

Знаковыми сегодня считаются «Любовь моя» Сергея Потапова (2004), хоррор «Тропа смерти» Анатолия Сергеева (2006), сделанный в манере «Ведьмы из Блэр», и исторический боевик «Тайна Чингис Хаана» (2009) Андрея Борисова.

«Совпало несколько факторов, — говорит фестивальный куратор Алексей Медведев. — Проснулось национальное самосознание: якуты — независимые люди, которые гордятся собственной историей. Они не видели отражения своей жизни на экране, поэтому взялись за камеру и начали снимать. Хотя поначалу это было не искусство, а скорее любопытный социологический феномен».

Исполнительный директор Якутского международного кинофестиваля Ирина Энгелис вспоминает: когда-то в год выходило по 20 картин местных режиссеров. Но сперва это было скорее «пробой пера».

И здесь кроется еще одна уникальная предпосылка «якутского феномена»: в республике очень любят ходить в кино. Хотя бы просто по бытовым причинам: в суровую зиму, когда вокруг минус 40 или минус 50, но хочется выйти из дома, просмотр фильма — одно из немногих доступных развлечений.

К тому же местные кинематографисты быстро поняли, что на съемках можно хорошо заработать: уже на полулюбительские якутские ленты в кинотеатрах стояли очереди. А при бюджете в 30, 50 тысяч рублей (так было в начале нулевых) в прокате фильмы собирали два-три миллиона выручки.

Добавьте то, что картины в основном снимаются на якутском языке (живом, на котором большинство разговаривает в республике). Режиссер «Пугала» Дмитрий Давыдов уверен, что хорошо сработала связка «производитель — зритель — прокатчик».

«Зрителю нравится кино на родном языке, приятно узнавать собственную культуру, быт, видеть на экране знакомых, друзей, локации. Всегда интереснее смотреть кино про себя», — поясняет режиссер.

Испугаться и посмеяться

Но про себя — не значит только драмы. Триллер и ужасы, пожалуй, самые плодотворные жанры. Потому что в Якутии есть своя очень подробная мифология, и это богатая почва для фантазии и экспериментов.

При этом популярны и комедии — их дешево снимать, и они всегда востребованы. Прибыльные картины выпускают актеры национального Саха театра, которые создали студию «Детсат». Среди их «хитов» — «Кэскил» про маменькиного сынка, который хочет стать то танцором, то строителем, или «Агент Мамбо» про полицейского, внедрившегося в банду.

«По структуре, по тому, как развивается якутское кино, оно часто бывает похоже, иногда сознательно, а иногда неосознанно, на кино Юго-Восточной Азии, — говорит Медведев. — Это фильмы Южной Кореи, Гонконга. Жанровое мышление там довольно распространено».

Постепенно в Якутии выросла школа режиссеров. Причем зачастую их основная деятельность — вовсе не кино. Например, Сергей Потапов («Покуда будет ветер», «Подснежники») — актер и театральный режиссер Саха театра. Его постановки «Макбет» и «Мой друг Гамлет» номинировались на «Золотую маску». А Дмитрий Давыдов («Костер на ветру», «Пугало») работал школьным учителем и снимал фильмы на каникулах или во время отпуска.

Новое кино

Новейший пример — картина Давыдова «Пугало» про знахарку из якутского села, которая живет как изгой. Ее обходят стороной, но только приключится какая-то проблема — сразу к ней.

Снежные пейзажи, обветшалая изба, колоритный сельский магазин, поход в лес за хворостом — эти детали создают аутентичную картинку. Но показанные в кадре люди — универсальны. Озлобленный мужчина, который выгоняет Пугало из магазина, дети, закидывающие ее снежками, женщины, не обращающие внимания на такой буллинг.

И только Пугало выбивается из общего ряда — своей мистичностью, трагичностью, попытками отгородиться от местных. Но каждый раз она им помогает.

Для Валентины Романовой-Чыскыырай роль знахарки стала дебютом. Что удивительно — настолько органично и естественно она держится в кадре.

Режиссер подчеркивает, что фильм не про шаманизм, а про знахарство. Но не только.

По его мнению, вымышленная история в картине универсальна и фильм можно было снимать в любом другом регионе.

«Якутская локация — внешняя оболочка, в которую привнесены бытовые вещи. Но я бы не говорил, что фильм исключительно про якутов», — объясняет он.

При этом Дмитрий снимает на местном языке — считает это более интересным, к тому же якутским актерам привычнее на нем играть. «Это чтобы соответствовать аутентичности изображения. Если снимать на русском, какие-то понятия или эмоциональные нюансы могут поменяться в поведении и диалогах», — говорит он.

Не «Пугалом» единым

Прорыв «Пугала» на «Кинотавре» сыграл свою роль: Давыдов уволился из школы и сосредоточился на кино. В разработке уже несколько проектов (комедия, фэнтези, триллер), все съемки — в Якутии. Будет режиссером, продюсером и планирует поддерживать проекты коллег. Сейчас в республике уже сложилось настоящее братство якутских режиссеров.

Такая уникальная ситуация дает результаты. И хотя самим якутским создателям сложно выйти в большой прокат, возможность предоставляют фестивали. Яркий пример — картины Дмитрия Давыдова, которые после побед на киносмотрах в Якутии собирали аншлаги.

А Алексей Медведев отмечает, что процесс прорыва на зарубежные рынки только начинается. «Пока нет фильма-паровоза, который бы стал событием европейского уровня, — объясняет он. — Это в стадии ожидания. Якутское кино уже заставило о себе говорить, однако мирового признания еще не получило. Нужна картина международного масштаба. Но есть люди, от которых можно этого ждать: Михаил Лукачевский, Сергей Потапов, Дмитрий Давыдов».

Последний настроен оптимистично. «Думаю, якутское кино будет на Каннском, Берлинском кинофестивалях. Нам надо выходить за рамки и делать лучше, мощнее», — считает он. Может быть, его следующим фильмам будет аплодировать уже европейская публика.

Москва, РИА Новости, Анна Нехаева.